Понятие стратегического менеджмента является производным от исходного понятия стратегии, которая может быть охарактеризована как совокупность перспективных направлений развития делового предприятия – фирмы (или иной организации, в том числе бесприбыльного характера), обеспечивающих достижение его миссии, поставленных глобальных целей путем преодоления или использования масштабных изменений во внешней по отношению к фирме (организации) среде.
Т.е. кратко, стратегия – это перспективные направления деятельности, связанные с развитием фирмы (организации) и переходе на новый уровень ведения бизнеса. В этих определениях стратегия противопоставляется текущей операционной (т.е. тактической и оперативной) деятельности фирмы, а стратегический менеджмент – операционному (оперативному) менеджменту.
Стратегический менеджмент в качестве предмета управления рассматривает процесс развития фирмы, создания её будущего потенциала в отличие от оперативного, ориентированного на эффективное использование имеющегося потенциала в повседневной деятельности для извлечения текущей прибыли.
Не следует путать операционный (оперативный) менеджмент с производственным. Это достаточно близкие, но не однозначные понятия. Действительно, производственная деятельность является базовой бизнес-функцией любой фирмы, производящей товары или иные услуги. Но помимо функции производства в качестве областей деятельности или бизнес-функций выделяются следующие:
экономика, маркетинг, финансовое обеспечение, обеспечение кадрами, НИОКР, общее управление (и пр.). Если рассматривать бизнес-функции в качестве признака декомпозиции общего менеджмента, то можно выделить следующие его составляющие: производственный, финансовый, инновационный менеджмент, управление кадрами, организацию и стили управления бизнесом.
Эти функциональные виды менеджмента в совокупности обеспечивают выполнения общих целей менеджмента фирмы и текущих задач. При этом каждая область управления имеет свою собственную стратегию (функциональную). Функциональные стратегии увязаны между собой через корпоративные и бизнес-стратегии фирмы.
Возможны и другие схемы декомпозиции общего менеджмента в области капитального строительства (КС), например, по участию в процессе создания объектов капитального строительства (ОКС), т.е. в цепочке создания ценностей (ЦЦ): инвестиционный менеджмент (заказчики и инвесторы ОКС), менеджмент строительных организаций (девелоперовых, генподрядных и субподрядных), менеджмент предприятий отрасли строительных материалов (и пр.). На любой организации важно проведение SWOT-анализа. По способу управления процессом создания ОКС (по организации производственных и управленческих процессов) можно выделить:
а) менеджмент “по портфелю заказов”, когда управление организовано по звеньям ЦЦ как за пределами фирмы, так и внутри её и увязано между собой только плановыми показателями, а эффективность в звеньях достигается за счёт интеграции ресурсных потоков и использования эффекта синергизма;
б) эффективная организация и управление поточным строительством, когда основное внимание сосредоточено на эффективном (непрерывном) использовании ресурсов типа мощности (способ характерен для типового жилищного и линейного строительства);
в) управление проектом, когда эффективность достигается за счёт четкой организации подготовки и реализации каждого проекта ОКС, высокого качества и коротких сроков исполнения проектов.