Когда вечером предстоит посетить вечеринку или торжественное мероприятие, а у вас нет на этот случай подходящего платья и сумочки, есть один выход – взять их напрокат. Для российского менталитета не совсем привычно брать платье в салоне проката, но эта идея постепенно приживается на российской почве и потихоньку завоевывает свое право на жизнь. Очень популярным представителем данного бизнеса является интернет стартап iLetYou, предоставляющий людям вещи напрокат.
Глядя на положительный опыт США, когда RentTheRunway.com буквально через год с начала своей деятельности выполняли ежедневно по 10 000 заказов и имели выручку около 6 миллионов долларов, а год спустя она уже равнялась 18 миллионам, напрашивается вывод, что это не такой уж плохой бизнес…
Попробуем разобраться в некоторых тонкостях прокатного бизнеса в условиях проживания в РФ и странах СНГ.
Скорее всего, прокат платьев и аксессуаров от дорогих дизайнеров и известных брендов будет востребован только в крупных столичных городах: Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах еще не сформирован рынок проката дорогой дизайнерской одежды, хотя сказать, что он сформировался в Москве тоже можно с большой натяжкой. Здесь, похоже, виноват менталитет: мы не очень хорошо относимся к одежде напрокат. «Пусть не слишком хорошее, зато – свое», – подобным образом рассуждают многие девушки и женщины. В США, например, таких предрассудков нет, американцы спокойно относятся к чужой одежде, и, кстати, они очень даже лояльны к секонд-хенду…
Таким образом, первое, что нужно преодолевать, – это наш менталитет. Но прокатные сервисы в стране уже существуют, а значит, у них имеются клиенты… Например, прокат свадебных платьев пользуется достаточной популярностью. По логике не следует покупать платье стоимостью 20 000 рублей, ведь надеть-то его придется всего 1 или 2 раза. Тем более, если можно взять его в аренду всего лишь за 2 000 рублей. Одновременно здесь играет роль и эмоциональная составляющая: любая женщина захочет блеснуть в платье от D&G или Prada… С предубеждениями против прокатной одежды поможет справиться грамотная реклама, нужно постараться использовать оба эти момента по максимуму.
Стоит подумать также и над тем, где и как давать рекламу. Глядя на RentTheRunway.com, становится понятным, что самым бюджетным и имеющим хорошую отдачу способом продвижения прокатной услуги являются социальные сети. Для этого можно создать сообщество в социальной сети. Забив в поисковик название “RentTheRunway” кроме основного сайта вы увидите еще и facebook, twitter, youtube и pinterest… Необходимо активно использовать соц. сети для продвижения бизнеса. Кроме рекламы в социальных сетях нужно воспользоваться возможностью размещения эффективных рекламных текстов на различных тематических ресурсах, популярных женских порталах, которые за небольшую плату опубликуют вашу статью. Оффлайн-реклама будет стоить намного дороже, но имея достаточный бюджет, все же стоит давать рекламу и в печатных изданиях…
Заговорив про бюджет, нельзя не остановиться на первоначальных затратах, которые понадобятся для открытия прокатного бизнеса, ведь для начального старта нужны крупные инвестиции. Закупка платьев и аксессуаров стоит недешево, особенно – одежда от известных дизайнеров. Нужен обширный ассортимент платьев и сумочек, достаточный выбор востребованных размеров и актуальных моделей. Открывая прокат со скудным ассортиментом, вы начинаете проигрывать уже на старте… Остальные затраты не столь велики: небольшой шоу-рум, свой сайт и хорошая реклама, о которой уже было сказано вначале. Регистрация юридического лица или регистрация как индивидуальный предприниматель и необходимый персонал – все это, само собой разумеется, тоже необходимо для открытия собственного бизнеса…
Платья должны начать окупаться и приносить прибыль примерно с пятого клиента. У RentTheRunway.com клиент за пару дней аренды платит сумму в размере 10% от стоимости в розницу. Закупки же делаются по оптовой цене… Вовсе не обязательно во всем ориентироваться на американского предпринимателя, можно и самому просчитать выгодную цену, которая устроит и вас, и ваших будущих клиентов… Маркетинговая ценовая политика может кардинально отличаться от подобных компаний.
Главный минус такого бизнеса – его выраженная сезонная направленность. Перед Новым Годом и остальными праздниками будет пик спроса на прокат, а в другое время, если не прикладывать усилий, начнется затишье. Эту сезонность нужно как-то предотвратить: заняться сдачей в аренду свадебных платьев, активно предлагать платья и сумочки «а-ля клубные вечеринки», которые посещаются круглогодично, а не только во время праздников, т.е. завлекать активных тусовщиц.
Дело это трудное, но довольно перспективное, и если к нему правильно подойти и все грамотно организовать, то может получиться интересный и прибыльный женский бизнес.