Стартовый капитал – от 2,5 миллионов рублей.
Мыло – это чуть ли не единственный продукт средней ценовой категории, который последние несколько десятилетий успешно конкурирует с всевозможными средствами гигиены, например шампунями, и делает это довольно успешно. Ассортимент мыла, который представлен на российском рынке, довольно широк. И даже несмотря на высокую конкурентоспособность в данном рыночном сегменте, бизнес по изготовлению мыла до сих пор остается перспективным и прибыльным как для инвесторов, так и для начинающих предпринимателей.
Изделия, произведенные по специальной рецептуре из натуральных компонентов, могут стать вашим козырем для привлечения аудитории различных возрастов. Все потому, что покупатели чаще делают выбор в пользу экологически чистых средств гигиены, а подобные товары довольно трудно найти на прилавках наших магазинов. По последним данным, насыщенность данного рыночного сегмента – не более 42%. Если верить прогнозам, темпы роста спроса на натуральные средства гигиены (на 2018 год) составят более 15% в год. В последующие годы данный показатель будет неумолимо расти.
Можно организовать самостоятельное производство мыла, а можно работать под франшизой другой организации. В первом варианте вы независимы от других производителей – ваш торговый знак будет принадлежать вам и только вам. Конечно, потребуется больший стартовый капитал:
- Регистрация ИП и торгового знака (на все это уйдет порядка 65 тысяч рублей);
- Создание уникальных рецептов для технологического процесса (желательно расширить ассортимент настолько, насколько вам позволяют ресурсы, для привлечения как можно большей аудитории – начните производить не менее 20 различных мыл);
- Заказ рекламных источников;
- Поиск и приобретение оборудования;
- Поиск рабочего помещения и многое другое.
Второй бизнес-проект отлично подойдет начинающим предпринимателям, которые не имеют даже базовых знаний в химии и смежным науках, имеют ограниченный стартовый капитал и рассчитывают на небольшие производственные объемы.
Содержание
Требования к рабочему помещению
Для организации производственной линии по выпуску мыла необходимо подобрать соответствующее помещение. Требуемая площадь – более 65 квадратных метров (с учетом производственных цехов, офисных и складских помещений). За аренду такой территории вы будете ежемесячно отдавать около 35 тысяч рублей. Если хотите сэкономить на аренде – найти помещение за городской чертой, при этом как можно ближе к самому городу. Загородные цеха обычно имеют меньшую стоимость, плюс ко всему, вы сэкономите на услугах транспортировки как исходного сырья, так и готовой продукции.
Необходимое оборудование
Для запуска технологического процесса необходимо будет приобрести специализированное оборудование (основные производители – страны дальнего Востока, в основном, Китай).
Подробнее об оборудовании для производства косметики, а также мыла вы можете ознакомиться в статье “Подбираем оборудование для производства косметики”.
Минимальная комплектация производственной линейки должна содержать:
- Производственный миксер высокой мощности для изготовления мыла;
- Мельничная установка с 3 бегунками;
- Установка для формования мыла;
- Установка для штамповки мыла;
- Морозильное оборудование;
- Агрегат для нарезки мыла;
- Металлическая платформа (желательно, из стали);
- Транспортер ленточного типа;
- Конвейерная лента;
- Возвратный автомат.
При желании сэкономить на данной статье расходов можете подыскать подержанное оборудование. При этом внимательно осматривайте установки на предмет целостности и работоспособности. Найти б/ушное оборудование, которое будет исправно работать, довольно проблематично. Плюс ко всему, такие установки будут чаще ломаться и выходить из строя, так что нам понадобятся штатные ремонтники – а это дополнительная статья расходов. Тут выбор стоит за вами.
Технологический процесс
Если вы будете изготавливать дорогостоящие сорта мыла из натуральных и экологически чистых ингредиентов, то нужно будет потратиться на создание красочной упаковки. Классическая обертка из бумаги или полиэтилена не подходит для данной цели. Такое мыло чаще всего упаковывают в целлофановые пакеты, чтобы сохранить аромат, а также полезные свойства. Сверху изделие покрывается крафтовой (“крафтовый” чаще всего подразумевает ручную работу, более высокое качество продукта – хотя сейчас данному слову находят более широкое применение) бумагой, придающей мылу более эстетичный и товарный вид.
Для производства мыла в больших масштабах чаще всего используют недорогое исходное сырье:
- Говяжий, свиный или комбинированные жиры животного происхождения;
- Самые дешевые разновидности растительных масел – особенно часто используют пальмовое масло;
- Канифоль;
- Органические жирные кислоты и так далее.
Естественно, назвать мыло, которое производится из самых доступных компонентов, экологически чистым и натуральным у вас не повернется язык. Затраты на перечисленное выше сырье составят порядка 40-50% от общего стартового капитала. Если же вы решите включить в состав мыла исключительно натуральные ингредиенты – процент расходов на данную статью расходов повысится до 70-75%. На производство 1 тысячи единиц обычного туалетного мыла необходима материальная база на сумму 125-150 тысяч рублей, не учитывая вспомогательные затраты на эфирные масла, витаминные смеси, различные косметические добавки (плюс еще 30-40 тысяч рублей).
Технологический процесс изготовления мыла в производственных масштабах можно разделить на 2 ключевых стадии: химическая и механическая. Первая стадия (заключаемая в варке мыла) проводится для получения водного раствора натриевых солей (или же калиевых) органических кислот и их производных. Данный производственный этап основан на так называемой реакции “омыления” – гидролиз сложного эфирного соединения с основаниями щелочных металлов (натрий и калий). По завершению данной реакции получаем калиевую/натриевую соль, а также спирт.
Неочищенные жиры обрабатывают в специализированных котлах для варки с использованием едких щелочных соединений (в основном пользуются едким натром – гидроксидом натрия) – на выходе мы получаем “мыльный клей” – вязкая смесь с однородной консистенцией, начинающий сгущаться под действием низкой температуры. Состав такого клея – мыльная основа и глицерин. Процент содержания кислот может достигать от 50 до 65%. Данный метод производства “клеевого мыла” называют прямым.
После полученный клей должен пройти тщательную очистку: процесс варения мыла завершают обработкой веществами-электролитами – избытком щелочей или хлористым натрием. Под действием электролита смесь начинает расслаиваться: на поверхность “всплывает” мыло высокой концентрации (“мыльное ядро”), содержащее не более 55% жирных кислот. В нижней части емкости начинает образуется смесь воды, глицерина и прочих компонентов (“подмыльный щелок”). Очень часто глицерин дополнительно очищается, а затем его снова добавляют в мыльный раствор или же применяют для других целей (например, при изготовлении алкогольных напитков и различных кондитерских изделий).
Мыло, получаемое вышеперечисленными операциями, называют “ядровым”. Процесс отделения ядрового мыла от мыльного раствора называется высаливанием, а данный производственный метод называется косвенным.
Такими способами изготавливают стандартное хозяйственное мыло (которое очищено от белковых примесей и красителей, концентрация мыльного вещества довольно высока). Чтобы улучшить качественные характеристики продукта, а также снизить его себестоимость, в него могут вводиться вспомогательные наполнители: соли натрия, клеящие вещества, крахмальный клейстер. При изготовлении всевозможных чистящих составов в жидкие сорта мыла добавляют гранулированный песок, а также жирные глины, способствующие лучшей очистке вручную.
На механической стадии технологического процесса изготовленный ранее полуфабрикат механически обрабатывают: охлаждают, сушат, добавляют в него вспомогательные ингредиенты, отделывают и упаковывают. Мыльное ядро перетирают на вальцах пилирной установки – это помогает повысить процент содержания жирных органических кислот, стойкость будущего изделия к прогорканию, высыханию, а также стойкость к температурному воздействию. После пилированное мыло прессуют в куски прямоугольной формы. Подобное мыло считают изделием наивысшего сорта: доля жирных кислот может достигать 75%! Если при изготовлении добавить едкий натр, то получится твердое мыло, а если добавить гидроксид калия – жидкое.
Процент воды в туалетном мыле значительно понижают – менее 13% (для сравнения – в стандартном мыле данный показатель может достигать 32%), после вводят различные отдушки для получения определенного запаха, красящие, увлажняющие и отбеливающие вещества. Мылом с увлажняющим свойством считают изделие, процент содержания растительных масел в котором – более половины от общего объема. Например, кокосовое масло отлично вспенивается, хорошо растворимо в воде. Чем выше содержание растительных масел – тем большую стоимость будет иметь изделие. Помимо этого, в продукции высшей ценовой категории, чтобы улучшить образование пены, применяют сапонин, получаемый из так называемого “мыльного корня”. Данный компонент улучшит не только пенообразование мыла, но и его растворимость в воде.
В различные рецептуры стандартного мыла могут добавляться различные ароматизирующие, консервирующие компоненты, парфюмерные отдушки, красители. Делается это для придания изделию более эстетичный и товарный вид, приятный запах. Также они помогают увеличить срок годности. В ряде случаев в процессе изготовления мыла добавляют компоненты для дополнительной дезинфекции или пенообразования, а также витамины, лечебные и другие добавки.
Один из основных компонентов мыла – синтетические моющие средства (данную функцию выполняет класс поверхностно-активных веществ), имеющие хорошие моющий эффект и сохраняющий его даже в жесткой и сильно загрязненной воде. Помимо этого, в процессе изготовления мыла может использоваться канифоль. Она получается в процессе переработки живицы хвойных растений. Данное вещество является смесью различных смол. Процент содержание канифоли в стандартном хозяйственном мыле может достигать 15%, а в туалетном – менее 9%. Высокое содержание канифоли делает мыло мягким и податливым.
Итого, в состав мыла, изготавливаемого в промышленных масштабах, в основном входят следующие ингредиенты: жиры животного происхождения, растительные масла, синтетические жирные органические кислоты, парфюмерные отдушки и красящие вещества.
Рабочий персонал
Для организации производственной линии необходимо нанять рабочий персонал (порядка 6-8 человек). Заработная плата – около 75 тысяч рублей в месяц. Помимо обслуживающего персонала, вам пригодится помощь инженера-технолога, бухгалтера, менеджеров и разнорабочих. На первых порах можно не нанимать штатного дизайнера, а воспользоваться услугами дизайнера-фрилансера.
Расчет стартового капитала. Рекламная кампания. Период окупаемости
Стартовый капитал, необходимый для реализации предприятия по выпуску мыла – не менее 2,5 миллионов рублей. Дополнительные расходы – более 350 тысяч рублей в месяц. Рекламная кампания – порядка 25 тысяч рублей – размещение рекламных источников в тематических изданиях, участие в различных мероприятиях, создание собственного сайта с полным каталогом. Последний пункт наиболее затратен – от 20 тысяч рублей и более, столько же необходимо на его “пиар”. Но Интернет-страничка служит скорее визиткой, чем полноценным инструментом продвижения.
Себестоимость кусочка мыла массой 100 грамм из натуральных и экологически чистых компонентов – от 25 рублей. Его минимальная оптовая стоимость – 65 рублей, а розничная цена – более 120 рублей. С учетом этих цифр, период окупаемости составит от полутора до двух лет регулярной работы. Рентабельность предприятия – 35-42%.
Реализация
Основные каналы сбыта изготовленного мыла – аптечные сети, специализированные парфюмерные магазины, сувенирные магазины, салоны красоты. Для маленького предприятия, работающего на небольшой регион, можно рассмотреть вариант открытия собственного магазина бытовой химии или аренды отдела в торгово-развлекательном центре (в принципе, подойдет любое место с большой проходимостью).