Отдельные элементы маркетинговых исследований применяли еще в XIX столетии. В 1879 году рекламным агентством NW Ayer and Son был проведен опрос государственных чиновников, которые работали в сфере сельского хозяйства. Он вошел в историю как первое маркетинговое исследование, проведенное на территории США. Но только через несколько десятилетий, а именно в 1911 году, компанией Curtis Publishing Company был основан первый в мире специальных отдел исследований. Через несколько лет подобные отделы создали такие компании, как US Rubber Company и Swift and company.
Содержание статьи
В 1916 году заработала Eastman Research Bureau, обеспечивающая информацией распространителей журналов и читателей. Первыми клиентами были журналы «Christian Herald» и «Космополитен». Через несколько лет компания General Electric начала заказывать анализ отношений потребителей к их торговой марке.
С года в год наблюдалось большее совершенствование способов. Развитие главных технологий проходило в 6 этапов.
Опросные методы
Первый этап – промышленная статистика (1880 – 1920 гг.). Ставали значимыми учетные формы работы, развивались методы опроса населения. Герман Холлерит, работающий в Бюро переписи населения, придумал перфорированные бумажные карты, благодаря которым можно было автоматизировать процедуру табулирования тех или иных данных.
Развивались опросные способы. На первый план выдвинулись вопросники и интервью для определения степени осведомленности. После 1920 года на больших предприятиях США и Европы появились отделы, занимающиеся проведением анализа рыночных отношений. Был основан метод измерения отношения большинства читателей к содержанию журнала «Cosmopolitan» и рекламе в нем. Сегодня все больше людей, особенно малых предпринимателей, хвалят преимущества общественных СМИ.
Анкетирование и случайная выборка
Вторым этапом стало развитие анкетирования, случайной выборки и бихевиористических методик (1920 – 1940 гг.). Специалисты проводили более качественную выборку среди людей, опрашивали их и составляли усовершенствованные анкеты.
В 1921 году вышло первое издание книги П. Байта, где описывались основные маркетинговые исследования. Эти годы считаются временем активного освоения разных методов выборки и появления множества социологических работ. В Соединенных Штатах результаты считались шарлатанскими, а к выборочному подходу относились как к основному способу обмана потребителей. Через некоторое время непонимание преодолели, а методы вероятностных выборок применялись все чаще и чаще. В 1923 году Дж. Гэллап, который является основателем самой крупной исследовательской группы Galiup, начал измерение отношения читателей к печатной рекламе. Кроме этого в 1923 году Артуром Нельсеном, который считается родоначальником международных изучений, было введено понятие «сегмент рынка».
Интерес руководства
Третий этап – появление у руководящих личностей интереса к анализу продукции и отношения людей (1940 – 1950 гг.). Для руководства компаний это уже не просто процесс эффективного сбора информации, а инструмент, позволяющий совершенствовать процесс принятия решений. С того момента появилось понятие маркетингового исследования.
По окончанию войны в США был замечен стремительный рост специализированных компаний.
Экспериментирование
Четвертый этап – экспериментирование (1950 – 1960 гг.). Данный этап известен тем, что специалисты впервые применили варианты экспериментирования, чем углубили подход к решению маркетинговых вопросов.
В 60-х годах в странах Старого Света начали проведение и использование маркетинговых опроов. Большой толчок в Европе произошел в 70-х годах (время энергетического кризиса). В Германии началось активное развитие данной сферы. В нынешнее время в Европе сформирована целая индустрия, касающаяся проведению рыночных исследований.
Проведение компьютерного анализа
Пятый этап – компьютерный анализ и количественные методики (1960 – 1970 гг.). Специалисты занялись построением математических моделей для принятия решений. Для анализа информации применялся компьютер.
Усовершенствование методов
Шестой этап – развитие массового обслуживания людей. Он начался в 1970 году и продолжается по сей день. Специалисты, занимающиеся маркетингом, существенно улучшили методы и понятия качественного сбора информации, главная цель которых – исследовать клиентов и предсказывать поведение потребителей.
Большой прогресс был достигнут за последние 3-4 года, когда для маркетинговых исследований начали использование компьютерных приложений. Компанией Socratic Software был разработан пакет Visual Q. Он позволяет потребителю конструировать вопросники, используя для этого библиотеку вопросов и специальных шкал. Сюда включены очень сложные конструкции. Благодаря пакетам программ можно обрабатывать заполненные анкеты посредством сканирования, что значительно упрощает задачи.