Высококвалифицированный персонал является залогом успеха любой организации. Именно этим вызвана необходимость организации обучения персонала. Обучение работников проводится по разным формам и методам, которые выбираются в зависимости от целей и задач обучения.
Содержание организации обучения персонала
Организация обучения персонала
Необходимость организации обучения персонала диктуют такие факторы, как внедрение инновационной технологии или техники, производство современных товаров и др. Это может быть организация бизнес семинаров, тренингов, лекций на различные группы слушателей. Создаются условия для изменения определенных видов работ, именно поэтому базовое образование не может в полной мере обеспечить необходимую квалификацию сотрудников.
Чтобы ознакомиться с новыми технологиями или переквалифицировать знания, понадобится обучение, проводимое в разных формах. Учитывайте, профессиональное обучение персонала невозможно организовать без необходимого оборудования, материалов и инструментов. О том, что нужно знать при организации корпоративных тренингов, можете прочесть тут. Но учитывайте, лучше, чтобы этим занимались специализированные компании по обучению персонала. Ведь только профессиональные тренера обеспечат необходимый уровень подготовки, благодаря чему эффективность обучения персонала будет на высочайшем уровне.
Система обучения персонала
Система обучения персонала представляет собой совокупность разных согласованных и взаимосвязанных компонентов, которые, усиливая друг друга, работают на достижение определенных целей. В систему обучения входят различные семинары, лекции и другие формы обучения. Очень важны корпоративные тренинги на командообразование. Об особенностях этих тренингов читайте в другой статье.
Грамотная организация системы обучения персонала дает такие результаты:
- Повышение производительности труда.
- Ускорение адаптации в компании новых сотрудников, достижения ими требуемого уровня эффективности.
- Обучение персонала без отрыва от основных обязанностей или с минимальным отрывом от работы, сотрудники снабжаются знаниями непосредственно на своих рабочих местах.
- Выявление знаний сотрудников, о которых они сами могут не знать, систематизация знаний, эффективная работа в команде.
- Легкое внедрение изменений организационного плана.
- Повышение лояльности сотрудников и их желания работать для достижения общей цели и успешного развития компании.
- Обеспечение постоянства сотрудников на важных для организации должностях.
Виды обучения персонала
Основные виды обучения персонала: профессиональная подготовка кадров, повышение квалификации кадров и переподготовка кадров (переквалификация). Рассмотрим лишь главные черты этих видов обучения, а более подробную информацию вы найдете здесь.
Профессиональная подготовка кадров
Данный вид обучения заключается в качественном обучении и выпуске квалифицированных кадров, которые владеют совокупностью специальных знаний, умений и навыков. Подготовку можно считать оконченной, когда человек получил квалификацию для осуществления определенного вида деятельности.
Повышение квалификации кадров
Повышение квалификации кадров или профессиональное совершенствование – это обучение сотрудников с целью усовершенствования знаний в связи с повышением требований к работе, повышением в должности и другими факторами.
Переподготовка кадров
Переквалификация заключается в получении новых знаний, навыков и умений. Переподготовка требуется в случае овладения новой профессии или изменением требований к результатам труда.
Методы и формы обучения персонала
Выделяют два основных метода обучения персонала: на рабочем месте с выполнением работником своих обязанностей; вне рабочего места, когда работник посещает специальные занятия, проводимые за пределами организации. Второй вариант является более эффективным, и зачастую для повышения квалификации выбираются бизнес тренинги и семинары.
Методы обучения на рабочем месте:
1. Приобретение опыта в определенной сфере.
2. Производственный инструктаж (ознакомление сотрудника с новыми обязанностями или новым рабочей обстановкой).
3. Ротация кадров (смена рабочего места).
4. Использование сотрудников как стажеров.
5. Подготовка в проектных группах (решение крупных задач группой сотрудников).
Методы обучения вне рабочего места:
1. Фронтальное занятие (лекция) – используется при необходимости передачи большого объема информации быстро в компактной форме.
2. Конференции и семинары – активное обучение, во время которого проходит коллективное обсуждение разных аспектов темы, а благодаря дискуссиям совершенствуется логическое мышление.
3. Работа в команде (тренинги) – выдача группе одной задачи, которую они должны решить путем совместного обсуждения. Также нужно помнить, что для эффективного управления компанией руководители также должны посещать тренинги. Об этом читайте в статье корпоративные тренинги для руководителей.
4. Опрос экспертов – мероприятие, во время которого участники задают вопросы, а квалифицированные специалисты отвечают на них.
Более подробная информация о методах и формах обучения персонала будет рассмотрена в другой статье.
Семинары для персонала
Семинары – это занятия для больших групп людей с целью подачи теоретического материала и дельнейшего его закрепления проведением дискуссий. Это эффективный вид обучения, но все же большинство руководителей выбирают для обучения тренинги.
Тренинги для персонала
Тренинги для персонала позволяют за минимальные сроки улучшить ключевые компетенции, проработать навыки и умения сотрудников. Это могут быть профильные тренинги: для маркетологов, бухгалтеров, юристов, специалистов отдела логистики и т.п. Для совершенствования личностных качеств работников предлагаются: тренинги по мотивации, тайм-менеджменту, самоменеджменту, лидерству, работе в команде. Руководители сами выбирают, какие тренинги лучше подойдет для их работников.
Что такое бизнес коучинг
Бизнес-коучинг – это эффективный метод обучения, отличающийся от классических консалтинга и тренингов тем, что при проведении не даются советы и рекомендации, а вместе с клиентом ищутся пути решения проблемы. От обычного консультирования коучинг отличается тем, что он направлен на мотивацию. Кстати, на сайте есть несколько роликов для мотивации, которые можно посмотреть тут.
Каждый метод обучения основан на достижении определенных целей. Исходя из этого, руководители сами решают, какой из них больше всего подойдет для сотрудников и даст максимальный результат.