Хорошо составленный бизнес-план является ключом к сердцу инвестора и залогом успешного развития предприятия в будущем. При разработке следуйте базовым советам. В статье мы опишем рекомендации по составлению этого важного документа.
Содержание статьи:
Цель составления
Конечно, расчеты проводятся не только с целью составления бизнес-плана, а также для личной уверенности, что предлагаемые товары и услуги будут популярными, а ваша фирма будет развиваться. Цели и функции:
1) Анализ. Во-первых, он выполняет анализ рынка, чтобы вы понимали, в каком положении окажется ваш бизнес после открытия. При разработке бизнес-плана анализируются не только сегменты рынка, но и конкуренты. Это делается для определения конкурентных преимуществ вашей компании. Как раз анализ даст вам возможность сделать выводы касательно выбранного направления.
2) Описание. Бизнес-план, как документ, представляющей ваше дело, будет включать полную информацию касательно вашей компании. Еще в нем будет излагаться структура предприятия и ее подробное описание.
3) Прогнозирование. Он позволяет делать прогнозы касательно будущего положения вашего предприятия. Но для прогнозирования ситуации через пять-десять лет сначала надо сделать анализ и собрать данные хотя бы для прогнозирования первого времени после открытия предприятия.
4) Формулирование. Можно сказать, что в этом документе детально расписывается и формулируется основная бизнес идея, которая является главным звеном. Кстати, планы для разных видов предпринимательской деятельности существенно отличаются. Если вы будете что-то продавать, ознакомьтесь с бизнес-планом магазина. Естественно, могут быть и другие варианты: предоставление услуг, заработок в интернете и т.п. Очень востребованным видом всегда остается производство товаров. О том, как составить бизнес-план производство, читайте в другой статье.
На самом деле он реализовывает больше функций, поскольку является «лицом» компании.
Этапы создания
Прежде чем начать что-то писать, нужно получить всю нужную информацию. В этом плане можно выделить несколько этапов бизнес-планирования:
1. Поиск источников необходимой информации. Это могут быть учебники, отраслевые издания, соответствующие курсы, правительственные организации, компании по управленческому консультированию и иные подобные организации.
2. Определение целей разработки бизнес-плана. Определяются цели со списком проблем, которые должен решить конечный документ.
3. Установление целевых читателей. Для кого предназначен данный документ, исключительно для участников организации или же для будущих инвесторов и акционеров, венчурных капиталистов или коммерческих банков.
4. Определение структуры. Типичную структуру можете просмотреть в этом месте.
5. Сбор информации для каждого намеченного раздела этого документа. На данном этапе желательно привлечь людей, которые имеют опыт и знания в сфере бизнес-планирования. В первую очередь обратите внимание на работников организации, которые имеют опыт и хорошо ориентируются во внутренней среде. Можно привлечь и внешних консультантов. Для маркетинговых исследований рынка пригласите маркетологов и экономистов широкого профиля.
Для финансового прогнозирования и составление раздела «финансовый план» вам понадобятся финансисты и бухгалтеры. Финансовым специалистам уделите внимание, поскольку раздел «финансовый план» очень важен в документе.
6. Написание. Предпринимателю лучше самостоятельно все написать, даже если он не имеет навыков в данной сфере, но для этого потребуется много времени. Консультанты помогли предпринимателю на прошлом этапе, а на данном этапе они могут лишь ассистировать предпринимателю. В крайнем случае, написание можно заказать, где и как это сделать прочтите в этой статье.
Можно сделать и седьмой шаг: предложить прочесть завершённый документ какому-то незаинтересованному лицу, которое оценит работу на основе конструктивной критики.
Правила составления
При составлении рекомендуем придерживаться некоторых правил:
- Лаконичность. Лучший объем напрямую зависит от масштабов предприятия и специфики каждого проекта. Он составляется в деловом стиле.
- Нужно собрать необходимую информацию по всем разделам на основании внутренних данных и наружных источников информации. Потом информацию распределите по темам – по разделам.
- Технические описания, отчеты, справки, биографии менеджеров и договоры представьте отдельно от самого плана в виде приложений.
- Титульный лист должен содержать название бизнес-плана, реквизиты и логотип предприятия, а также реквизиты получателя, для которого назначен план.
- Если получатель – международная финансовая организация, нужен перевод документа на иностранные языки.
- Текст по возможности подкрепляйте множеством иллюстраций, графиков схем, и таблиц.
- Ясно разделяйте планы и факты. Все прогнозы обосновывайте количественно или качественно.
- Должно быть пронумерованное оглавление, которые будут отражать главную мысль раздела. Тогда читатель быстро сориентируется в тексте документа.
- Обратите внимание на анализ рисков данной идеи и на ее реалистичность. Для этого проводятся грамотное исследование и анализ рисков. Все процессы и действия должны быть реалистичными и выполнимыми.
- Чересчур оптимистичный бизнес-план может показаться инвесторам подозрительным. Включите в текст реалистическую оценку слабых и сильных сторон бизнес идеи, стратегию альтернативного развития бизнеса.
Методика составления
Существует несколько десятков методик для разработки бизнес-планов. Есть отдельные методики для лизинговых организаций, инвесторов, государственных учреждений и банков. Например, одна методика может быть использована для получения оборудования в лизинг, другая – для получения государственной помощи и т.п.
Самые известные российские и иностранные методики:
- TACIS;
- UNIDO;
- EBRD;
- Правительства Российской Федерации;
- Сбербанка РФ;
- требования и рекомендации ФФПМП;
- ОАО «Россельхозбанк».
Существуют и отдельные методики на получение грантов по поддержки малого бизнеса. На такие методики основываются при подаче документов на участи в программе поддержки малого бизнеса. Но такого рода методика в каждом субъекте федерации индивидуальна. Существует много и других методик для банков и кредитных организаций. С кредитованием предпринимательской деятельности белее детально можно ознакомиться здесь.
Если бизнес-план составляется для определенного учреждения, у которого есть своя методика, тогда нужно строго придерживается ее. Если документ разрабатывается для учреждения или инвестора, которые не предъявляют требований к структуре, лучше выбрать одну из популярных методик. Но не забывайте, что для каждого проекта нужна персональная методика создания, которая отразит самые важные для заказчика разделы.