Компания Nutrilite, которая через некоторое время стала частью Amway, является новатором с точки зрения производимых продуктов и методов продажи. Они придумали пищевые добавки, а затем начали продавать их с помощью многоуровневого маркетинга.
Через 75 лет компания остается лидером в двух этих сферах. Сегодня многоуровневый маркетинг используется многими компаниями, например, при продаже продукции бренда Довгань.
Бизнес из растений
Компания Nutrilite основана в 1939 году Карлом Ренборгом. С 1917 по 1927 гг. он находился в лагере Китая для интернированных лиц, где употреблял в пищу разные растения и порошок из костей животных, благодаря чему выжил в сложных условиях.
Уже тогда будущий американский бизнесмен убедился, что для нормальной жизнедеятельности человек нуждается в специальных веществах/добавках, которые можно поставлять в организм вместе с потребляемой здоровой пищей.
Карл открыл фирму по производству пищевых добавок, а через семь лет постоянных экспериментов Ренборгом были произведены добавки, которые он протестировал на своих друзьях. Благодаря тому, что эксперимент прошел успешно, началось промышленное изготовление продуктов. Сначала предприятие Карла Ренборга носило название California Vitamin Corporation, а в 1939 году его переименовали в Nutrilite Products.
Производство пищевых добавок постоянно развивалось. Благодаря прямым продажам (реализация услуг или товаров от одного человека к другому без торговых точек) ежемесячный оборот компании достиг $500 тыс. долларов. В то время 15 тыс. человек распространяли продукцию.
В рекламной брошюре было написано, что продукция Nutrilite лечит от астмы, аллергии, психических расстройств, ангины, аритмии и других 20 недуг, включая туберкулез, артрит и даже рак. В 1947 году FDA (англ. Food and Drug Administration) затеяла тяжбу с Nutrilite Products, которая длилась 4 года. Государственная служба требовала, чтобы создатели продукции Nutrilite не обещали, что она оказывает чародейное воздействие.
Компания переименовала болезни в «нездоровое состояние организма», вызванное «химическим дисбалансом». Продукция стала не «лекарством», а обычной «пищевой добавкой». Продукция Nutrilite не являлась лекарством от всех недуг, а просто улучшала состояние потребителя.
Основание Amway
В 1949 году два друга из города Аида – Джей Ван Андел и Рич ДеВос начали торговлю добавками Nutrilite. Благодаря своей удачливости и способностям друзья создали свою торговую структуру, в которую входило около 2 тыс. человек. Через 10 лет они отделились от Nutrilite Products.
Новая фирма Рича ДеВоса и Джея Ван Андела была названа American Way of Life, что переводится как Американский образ жизни. Позже она была переименована в Амвэй.
Свой путь
Первый собственный товар производителя – биоразлагаемое мыло Frisk. Сегодня это универсальное экологически безвредное чистящее средство L.O.C (англ. Liquid Organic Cleaner).
Мыло продавалось хорошо, и спустя два года предприниматели открыли собственное производство. После этого Amway начала реализовывать моющие средства и товары бытовой химии, продукты личной гигиены, косметику, украшения и даже мебель. В первый год работы оборот составил 500 тыс. долларов.
В 1962 году Амвэй стала международной корпорацией. Было открыто представительство в Канаде. Через год продажи увеличились в 12 раз. Несколько лет спустя компании Канады и США насчитывали 100 тысяч дистрибьюторов, а общий оборот превышал 85 млн. долларов. Люди с удовольствием продавали продукцию, так как это хороший вариант бизнеса без вложений.
В Эйде (штат Мичиган) открыто производство с 700 сотрудниками, где выпускалось близко 300 наименований продукции. Открывались филиалы в Австралии, Азии и Европе.
Основатели Amway выкупили контрольный пакет акций Nutrilite Products Inc и начали продавать пищевые добавки этой марки. Как и раньше, продукция была востребованной.
Получение первого миллиарда
К 1981 году объем продаж компании составил 1 млрд. долларов. Все большее внимание уделялось защите здоровья и окружающей среды, а в то время Амвэй считалась единственной компанией, выпускающей экологически безвредные биоразлагающиеся средства по уходу за домом и личной гигиены.
В 1989 году корпорацию признали лидером в области охраны окружающей среды, ей дали награду ООН. Клиентам нравилось не только это, но и удобство совершения покупок. Теперь можно было получить продукт, не выходя из дома. Производимая продукция условно делится на такие категории: дом, красота и здоровье.
Современная Amway Corporation занимает 2 место среди компаний, осуществляющих прямые продажи (10,9 млрд. долларов за 2011 год). Ее опережает только Avon (11,3 млрд. долларов). В 2012 году по версии журнала Forbes Amway стала 25-й частной компанией в США.