История Starbucks Coffee началась в Сиэтле в 1971 году. Трое друзей, Джерри Болдуин, Зев Сигл и Гордон Боукер, которые испытывали страсть к свежему кофе, открыли небольшой магазин и начали продавать свежеобжаренные кофейные бобы, а также аксессуары для варки и обжаривания кофе. Дела у друзей шли хорошо, в 1980-х годах ситуация начала меняться.
Первые шаги в становлении компании
История Starbucks Coffee началась в Сиэтле в 1971 году. Трое друзей, Джерри Болдуин, Зев Сигл и Гордон Боукер, которые испытывали страсть к свежему кофе, открыли небольшой магазин и начали продавать свежеобжаренные кофейные бобы, а также аксессуары для варки и обжаривания кофе. Дела у друзей шли хорошо, в 1980-х годах ситуация начала меняться.
Зев Сигл ушел из бизнеса в 1980 году. Тем не менее, в то время Старбакс уже была крупнейшей сетью в Вашингтоне с шестью торговыми точками. В 1981 году продавец пластмассовых изделий Говард Шульц заметил, какое большое число пластиковых термосов использует Starbucks, которые они покупали у Hammarplast, производителя, интересы которого он представлял. Он присоединился к Старбакс, поддержав отличный продукт и большие возможности.
Появление нового руководителя
В 1982 году Болдуин нанял Шульца в качестве нового руководителя отдела маркетинга и вскоре после этого отправил его в Милан для участия в международной выставке посуды. После своего прибытия Шульц рассказал о волнующей культуре употребления кофе в Италии. Шульц отправился в Верону и принес рецепт латте, которое сегодня продается даже в кафе для подростков.
Шульц описывал тот момент, как прозрение. Ему в голову пришла мысль создать места для сбора любителей кофе, которые он увидел в Италии. К 1983 году менеджер по маркетингу предложил свое видение магии и романтики итальянских кофе-баров, и решил проверить, как его концепция отразится на продажах эспрессо.
Тем не менее, идея Шульца сошлась с целями Болдуина. Тот был просто не готов, чтобы войти в ресторанный бизнес, который бы отвлекал его от первоначального занятия – продажи кофейных зерен. Но он позволил Шульцу создать небольшой эспрессо-бар в углу одного из своих магазинов просто ради теста.
Открытие новых кофеен
Когда Starbucks открыла свой шестой магазин в центре Сиэтла, то кафе стало хитом. Это был мгновенный успех. Шульц, однако, открыл еще одну отдельную кофейню, которую назвал именем крупнейшей итальянской газеты Il Giornale. Два месяца спустя новый магазин обслуживал более 700 клиентов в день, а его продажи на 300% превысили совокупный доход всех торговых точек Starbucks.
В 1987 году владельцы компании Старбакс решили продать свой кофейный бизнес группе местных инвесторов за $3,7 млн. Шульц сумел выторговать такую большую сумму, так как убедил инвесторов в том, что они смогут открыть до 125 торговых точек в ближайшие пять лет. Он также изменил логотип кофейни Il Giornale с русалки с обнаженной грудью на более социально приемлемый вариант.
Название кофейни было также изменено с Il Giornale в Starbucks, и, наконец, он принялся за шесть существующих магазинов, превратив их из точек по продаже кофейных зерен в элегантные, удобные и уютные кофейни. Скорее всего, русалка с обнаженной грудью также прижилась бы, весь сегодня именно этим привлекают покупателей, даже открывают топлесс кофейни.
Расширение сети
В ходе следующего этапа история успеха Starbucks быстро начала принимать форму. Начиная с базы из 17 магазинов в 1987 году, компания быстро расширилась в другие города: Ванкувер, Портленд и Чикаго.
К 1991 году Старбакс также расширилась в сферу почтовых услуг заказа и открыла магазин лицензированной продукции в аэропорту, а также расширилась до штата Калифорния. В 1992 году компания стала публичной и после первичного публичного размещения акций Старбакс, они начали расти такими феноменальными темпами, которые никто и никогда не видел в мире кофе раньше.
К 1997 году количество магазинов выросло в десять раз, а сеть распространялась не только на территории Соединенных Штатов, но также и в Японии и Сингапуре.
Решив, что кофейного бизнеса мало, компания Starbucks решила перейти на новый уровень ведения бизнеса и инициировала ряд других продуктов для расширения своего бренда:
- предложение кофе в самолетах авиакомпании United Airlines;
- продажа премиум чае через дочернюю компанию Tazo Tea Company;
- использование возможностей Интернета, чтобы предложить людям покупку кофе Starbucks онлайн;
- распространение молотого кофе и кофе в зернах через супермаркеты, например, Wal-Mart
- производство кофейного мороженого высшего сорта совместно с компанией Dreyer.
- продажа компакт-дисков в розничных магазинах.
Влияние сарафанного радио на успех компании
Успех Starbucks был в значительной степени достигнут за счет эффекта «сарафанного радио». Этот тип рекламы до сих пор считается наиболее эффективным. В 2004 финансовом году Старбакс достигла рекордного количества магазинов в своей мировой сети – 1344.
Вы можете найти Starbucks в таких странах, как Чили, Румыния, Бахрейн и Болгария. Наиболее недавним расширением компании стал Будапешт. Если вас интересует бизнес, связанный с этим чудо напитком, рекомендуем заняться продажей CoffeeTime – будильника, делающего кофе.
История Starbucks показывает, как небольшие кофейные жаровни местного значения, которые просто занимались продажей кофе в зернах, стали международной корпорацией с магазинами и представительствами в более чем 9000 городов в 34 странах, которые обслуживают около 20 миллионов клиентов в неделю.