Бизнес по производству сухариков и снеков

Стартовый капитал – от 800 тысяч рублей.

Всевозможные закуски (в основном, изделия с солью и/или усилителями вкуса) относят к категории “снеки”, предназначенные для употребления в пищу “на ходу”. Они пришли на отечественный рынок из США и стран Европы и почти мгновенно обрели широкую популярность. Целевая аудитория сухариков и снеков – это люди возраста 18-40 лет. Также данную продукцию компании-производители позиционируют как “закуски к пиву”. Данный сегмент всегда привлекал начинающих предпринимателей востребованностью и хорошими перспективами, а также относительно небольшим стартовым капиталом. В России преобладают изделия, произведенные отечественными производителями (около 75% от общего числа). Из всех разновидностей закусок такого рода изготовление сухариков – самое рентабельное. Данная продукция пользуется высоким спросом среди любителей пенного напитка. По статистике, более 40% опрошенных (на момент конца 2016 года) выбирают сухарики как основную закуску под пиво, 22% делают выбор в пользу сушеных кальмаров и других морепродуктов, остальные же выбирают соленые орехи (арахис/фисташки с различными вкусами), закуски из сыра и мяса (например, сыр “Косичка”) и другие изделия.

Даже несмотря на высокий уровень конкурентоспособности в данном сегменте, ему еще далеко до перенасыщения. Все потому, что преобладают несколько больших брендов, реализующих свою продукцию во всей стране. На региональном же уровне имеют хорошие перспективы для начинающих предпринимателей.

Содержание

Организационные моменты

Если вы решили открыть бизнес по производству сухариков и прочих снеков, стоит начать с создания бизнес-проекта. Так вы сможете оценить конкурентоспособность в вашем регионе, провести анализ спроса на выбранную продукцию, рассчитать стартовые расходы, заранее продумать каналы сбыта производимых изделий. Можно сразу начать поиск партнеров и разработать рекламную кампанию, если вы уверены в успехе.

Конкурентоспособность в данном сегменте, как уже упоминалось в прошлом пункте, довольна высока. Если вы не располагаете большим стартовым капиталом, то не пытайтесь сразу же конкурировать с крупными производителями, тем более с компаниями-импортерами. Для начала сконцентрируйтесь на своем регионе. Как освоитесь – можете брать планку выше. При анализе сегмента обратите внимание на ряд следующих факторов:

  • Число брендов в вашем регионе;
  • Выпускаемый ими ассортимент;
  • Цены;
  • Рекламные источники;
  • Точки сбыта продукции.

Будет лучше, если вы закажете такое исследование у специалистов – в агентстве по маркетингу. Стоимость такой услуги – от 20 тысяч рублей. Если у вас хватает опыта или сноровки в данной сфере, а также имеется свободное время, можно провести эту работу самостоятельно. Результаты – ваша основа при составлении бизнес-проекта.

Технологический процесс

Технологический процесс изготовления сухариков и снеков относительно прост и делится на следующие стадии:

  • Нарезка хлеба;
  • Его обжаривание в специальных шкафах или печных установках. Длительность процедуры – не более 15 мин.,
  • Добавление усилителей вкуса, специй и прочих добавок;
  • Выдерживанием с последующим охлаждением;
  • Фасование и упаковывание выходных изделий.

Основное сырье – хлеб из пшенной или ржаной муки. Средний расход сырья на 100 килограммов сухариков:

  • Около 150 килограммов хлеба;
  • До 5 килограммов специй и прочих добавок;
  • 35 литров масла.

Некоторые компании-производители сухариков не закупают готовый хлеб, а изготавливают его сами –  это помогает увеличить рентабельность предприятия. Тогда первой стадией технологического процесс становится выпекание хлеба. В основном,  используются продукты (такие, как мука и подсолнечное масло) отечественных производителей. Тогда как специи, вкусовые усилители и прочие добавки, а также морепродукты выгоднее приобретать из стран дальнего Востока.

По последним опросам, наиболее популярными вкусами сухариков являются:

  • Мясные (беконовые, салями),
  • Сырные,
  • Сметана-лук;
  • Морепродукты (например, кальмары).

Необходимое оборудование

Для производства сухариков и прочих снеков необходимо приобрести соответствующее оборудование. Можете выбрать как из зарубежных, так и из отечественных установок. Их разновидность и комплектация зависит от выбранного ассортимента. Минимальная комплектация включает в себя:

  • Оборудование для резки хлеба;
  • Печные установки для просушивания хлеба;
  • Установки для добавления различных специй;
  • Автоматы для фасовки и упаковки готовой продукции.

Эксперты советуют сделать выбор в пользу автоматизированных или полуавтоматизированных производственных линеек, при помощи которых можно изготавливать сухарики нестандартных форм, например, в форме соломки. Такие изделия пользуются большей популярностью, чем привычные кубики – они имеют меньшую толщину и жесткость. Для производства таких сухариков вам понадобятся:

  • Специальная установка для резки хлеба на “соломинки”. Производственная мощность – около 90 килограммов/час. Стоимость установки – до 100 тысяч рублей (что эквивалентно 1,45 тысяч евро или 1,8 тысяч долларов).
  • Установка для обжаривания сухариков. Производственная мощность – 30 килограммов/час. Стоимость установки – 45 тысяч рублей (что эквивалентно 650 евро или 800 долларов).
  • Дражировочная установка. Производственная мощность – 90 килограммов/час. Стоимость установки – 40 тысяч рублей (что эквивалентно 580 евро или 700 долларов).
  • Полуавтомат для упаковывания готовой продукции. Производственная мощность – до 5 сотен 50-граммовых упаковок/час. Стоимость установки – от 75 тысяч рублей (что эквивалентно 1,1 тысяч евро или 1,35 тысяч долларов).

Минимальная стоимость наиболее простой производственной линейки с производственными мощностями до 20 килограммов/час (до 350 50-граммовых упаковок/час) – 300 тысяч рублей (что эквивалентно 4,3 тысяч евро или 5,3 тысяч долларов). Это один из самых простых и доступных вариантов, при этом имеются явные недостатки. Например, эксперты рекомендуют покупать некоторые установки отдельно, а не в составном варианте, для повышения рентабельности предприятия. К примеру, производственные мощности установок для резки хлеба на “соломинки” и дражировочной установок намного выше, чем у остальных. Во избежание простоев мы рекомендуем купить еще 2 полуавтомата для упаковки, а также несколько дополнительных печей для обжаривания. Итого, при относительно мелких дополнительных вложениях вы сможете повысить производственные объемы в 3-4 раза! В комплектацию простейшей линейки входит ротационная печь, перед которой необходимо просушить уже порезанные сухарики. Это может отнять очень много времени, так как порезанный на соломинки хлеб перед обжариванием должен отстояться хотя бы пару дней в ящиках из картона или дерева. Если данный этап пропустить, то в ротационной печи вся соломка начнет измельчаться. Для сокращения производственных циклов можно применять печные установки без ротационных элементов. К примеру, классические столовые печи. Ключевые недостатки данного решения: высокая стоимость и большие расходы электрической энергии.

Также, кроме самой линейки, вам пригодится:

  • Дополнительный инструментарий:
  • Весы, как небольшие, так и промышленные;
  • Мерная посуда;
  • Инвентарь:
  • Емкости/контейнеры для хранения и просушивания сухариков и так далее;
  • Стеллажи;
  • Столы для готовки/резки и многое другое.

Примерная стоимость всего вышеперечисленного – около 150 тысяч рублей, дешевле при покупке подержанных инструментов. Все это позволяет изготавливать более 2,5 тысяч 60-граммовых упаковок за 8-часовую смену (что эквивалентно 150 килограммам готового продукта). Примерный расход сырья на такие объемы:

Не забываем учесть расходы электрической энергии (около 25 киловатт), расход газа (в случае пользования газовыми печами), а также фонд заработной платы сотрудникам. Более выгодные печные установки – газовые (экономия – порядка 25%).

Рабочий персонал

Для обслуживания производственной линейки требуется 2 человека на 8-часовую смену. В основном, подобные предприятия работают в 2 смены, а это значит, необходимо будет нанять около 5 человек для обслуживания линейки, инженера-технолога, механика и главного мастера. Итого, суммарное число сотрудников (с учетом отдела кадров и различных менеджеров ) – более 15 человек.

Помещение

Чтобы разместить все оборудование, необходимо найти помещение. Половину площади – более 50 квадратных метров (для предприятия средних объемов – 75-120 квадратных метров) – займут цехов. Столько же площади необходимо выделить под бытовые, служебные, офисные и складские (под сырье и готовую продукцию) помещения. Идеальное расположение – в городской черте (разумнее будет выбрать город-миллионер). Цеха можно расположить на чертой городе (из-за меньшей стоимости аренды), но как можно ближе к самому городу.

Регистрационные моменты

Перед запуском технологического процесса необходимо получить соответствующее разрешение от санитарно-эпидемиологической станции и пожарной службы, а также штрих-код в Торгово-промышленной палате. Примерное время ожидания документации – 1 месяц.

Помимо этого, вам необходимо сделать техусловия (ТУ) на выпускаемые изделия, а после добиться их согласования и утверждения. ТУ – это документация, включающая в себя технологические требования к выпускаемым изделиям. Техусловия используются в случае, если отсутствует государственный стандарт или техрегламент для определения показателей производимых изделий, если необходимо дополнить уже имеющийся ГОСТ или нужно объединить требования, которые прописаны более чем в одном ГОСТе. ТУ, как и государственные стандарты, разрабатывают для определенной продукции. Помимо этого, в ТУ должны быть указаны процедуры, которые позволят установить соблюдение всех требований.

Разработку технических условий вы можете заказать в соответствующей организации. Срок разработки – 3-7 дней, после документ согласуют с заказчиком, вносятся определенные правки, если это необходимо. В конце утверждают окончательный вариант ТУ. Стоимость услуги – более 35 тыс. рублей. Можете заняться этим самостоятельно, если имеете опыт в данной сфере и свободное время. Но, как показывает практика, такая экономия редко оправдана, так как время согласование и доработки ТУ уйдет больше времени.

Каналы сбыта и рекламная кампания

Основные каналы сбыта сухариков и снеков – компании-оптовики и большие торговые магазины. Если выпускаемый вами ассортимент достаточно широк, то разумнее будет реализовывать продукции самостоятельно. При более ограниченном же ассортименте – воспользуйтесь помощью посредников. Одна из самых важных статей расходов – проведение грамотной рекламной кампании. Не стоит сразу замахиваться на всю страну – начните со своего региона. Подойдут все доступные средства: наружная реклама, собственный сайт, POS-материалы, проведение акций и горячих предложений. Ваша основная целевая аудитория – студенты.

Особое внимание уделите оформлению производимых вами изделий – каждая мелочь может сыграть вам на руку. Используйте яркие цветовые решения, выделите логотип своей компании, придумайте запоминающееся название.

Помимо красочного и запоминающегося оформления, держите высокую планку качества выпускаемых изделий. Сюда также можно отнести качество входного сырья – мука, подсолнечное масло, специи, ароматизаторы, усилители вкуса и другие компоненты. Экономия на сырье может выйти вам боком. Если вы хотите максимально повысить уровень рентабельности предприятия (средний показатель для компании, производящей снеки – порядка 20%), то самый лучший вариант – разнообразие и постоянное пополнение вашего ассортимента. Еще один вариант – самостоятельная выпечка хлеба. Не бойтесь экспериментировать – придумывайте новые вкусы, пробуйте использовать новые формы (к примеру, более удобные сухарики в форме “соломки” быстро заменили классические сухарики-кубики).

Альтернативное направление

Относительное новое направление с хорошими перспективами (при этом данная ниша остается почти не занятой в России) – производство специализированных сухариков для салатов и прочих блюд. Несмотря на их востребованность, найти их в магазине проблематично. В основном, они изготавливаются из хлеба (преимущественно, из пшеничного) и имеют строгие размеры и степень прожаренности. Сухарики, которые позиционируют как “закуска к пиву”, сюда не подойдут потому, что они обладают яркими вкусом и запахом за счет добавления ароматизаторов и усилителей вкуса. А это может перебить (а в ряде случаев – испортить) вкус задуманного блюда. Небольшое число компаний-производителей хлебобулочной продукции изготавливают такие сухарики из отходов собственного технологического процесса.

Но такие изделия, конечно же, нельзя назвать качественными – их расфасовывают в огромные пакеты, нарезают как попало (зачастую, огромными кусками). Изготовление специализированных сухариков, используемых как один из основных ингредиентов для салатов и других блюд (при этом используется преимущественно пшеничный хлеб и минимальное количество пищевых добавок, особенно стоит ограничить добавление усилителей вкуса – они могут перебить вкус приготовленного блюда) – отличная затея с хорошими перспективами на дальнейшее развитие. Из преимуществ можно также отметить востребованность и очень низкую конкуренцию в данной сфере. В данном случае вы сможете найти еще 1 канал сбыта выпускаемой продукции – специализированные сухарики очень часто используются в ресторанах как добавка к изысканным блюдам.

Прибыльность, рентабельность и период окупаемости

Средняя стоимость 1 упаковки сухариков – не больше 25 рублей. Здесь стоит учитывать основное правило образования цены – покупатель не станет покупать закуску, которая стоит дороже (или столько же) 1 банки/бутылки пива. Также стоит учитывать, что снеки хоть немного, но все же подвержены фактору сезонности, максимальные объемы продаж совпадают с пиками продаж пенного напитка – следовательно, это периоды конец весны – середина осени. В остальные месяца отмечаются более низкие, но все же хорошие показатели продаж. Хотя сейчас сухарики не обязательно ассоциируются как закуска к пиву – многие покупают их тогда, когда не хватает времени сесть и нормально поесть (особенно актуально это для студентов), поэтому фактор сезонности не особо заметен.

Итого, минимальные стартовые вложения – около 1 миллиона рублей. Большая часть этой суммы пойдет на покупку необходимого оборудования и инструментария, часть из них пойдет на аренду рабочего помещения и приобретение первых партий сырья. Оставшаяся же сумма – на рекламную кампанию, фонд заработной платы сотрудникам и прочие расходы. При хорошо отлаженной системе сбыта произведенных изделий период окупаемости – 6-8 месяцев. Средняя месячная прибыль – около 200 тысяч рублей во время пиков продаж на пиво, около 100 тысяч рублей – в остальные месяцы.

Видео: Галилео – Сухарики

Еще

Бизнес по производству бумажных пакетов

Бизнес по производству бумажных пакетов

На сегодняшний день самой популярной считается экологически чистая продукция, сделанная из возобновляемых ресурсов и не …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *